Вампиризм — одна из тяжелейших болезней в мире Elder Scrolls, наряду с ликантропией и корпрусом. Как правило, заражение происходит при укусе вампира или при других контактах с ним. Инкубационный период длится около 72 часов. В это время болезнь (т. н. «гемофилия венценосных») практически себя не проявляет, и ее можно вылечить лекарствами от обычных болезней, магией или благословением. Через 72 часа смертный любой расы превращается в вампира.
У всех вампиров заостряются и удлиняются верхние клыки, они становятся гораздо сильнее. Им так или иначе вреден солнечный свет и огонь. Основная пища вампира — кровь.
Вампиры поставлены вне закона и преследуются практически повсеместно; кое-где для борьбы с ними создаются специальные гильдии.
Вампиры делятся на кланы, обычно враждующие друг с другом. В каждой местности, где обитают вампиры, существуют свои кланы. Есть и вампиры-одиночки, но по крови они принадлежат тому или иному клану. Как пример, остров Вварденфелл населён тремя кланами: Аунда, Берне и Куарра. Каждый клан обладает своими отличительными особенностями, такими, как манера ведения боя, наиболее развитые навыки, жизненная философия.
На сегодняшний день клан Берне находится в упадке, а Аунда и Куарра начинают охоту на территории Сиродиила. Также ходят слухи о существовании таинственного клана Вайер, убежища которого спрятаны под Имперским Городом.
У кланов существует своя иерархия. Каждый вампир занимает в ней особое место, и чем он старше, тем обычно, имеет более высокий статус.
Новорождённый
Мелочь
Прислужник
Ловчий
Хозяин Крови
Похититель
Лорд
Старейший
Древнейший
Древнейшие являются полноправными лидерами кланов, к их мнению всегда прислушиваются, даже подчиняются.
Все вампиры Вварденфелла отличаются от материковых вампиров несколькими особенностями. Во-первых, любые не-вампиры видят на лице вампиров вместо обычных для какой-то расы глаз — абсолютно белые склеры. Вампиры же видят настоящие глаза друг друга. Во-вторых, вне зависимости от питания кровью, вампиры Вварденфелла не могут выходить на солнечный свет без быстрой и неотвратимой потери жизненных сил. Её может корректировать постоянное восстановление здоровья, но сам эффект и боль от солнечного света (видимо, ультрафиолетового излучения, так как эффект проявляется вне зависимости от погоды) убрать нельзя. Также вампиру постоянно снятся кошмары, связанные с его статусом. Вампиры обладают иммунитетом к обычному оружию, болезням и парализации. Для вампира гораздо доступнее чары левитации. Примечательно, что вампиры Вварденфелла не видят в темноте и нуждаются в воздухе для дыхания.
Для вампира, как правило, не существует никаких моральных принципов, он подчиняется только своим желаниям и жажде крови. В Морровинде вампиры являются практически абсолютными изгоями. Простые жители отказываются с ними говорить, стражники нападают при попытке контакта, ни одна организация не предоставляет услуг. Маги, гильдейские и из Дома Телванни, могут вступить в диалог, но услуг также не окажут.
Считается, что лекарства от вампиризма не существует. Однако предположительный создатель вампиров, Принц Даэдра Молаг Бал, иногда дарует желающему излечиться от вампиризма исцеление в обмен на выполнение какого-нибудь задания. Официальные власти тщательно замалчивают подобные случаи, опасаясь наплыва желающих стать вампирами.
Вампиры, принадлежащие кланам и живущие вместе с главой клана, держат особых рабов — Скотину, кровью которых питаются. Скотины полностью порабощены вампирами и забывают даже собственное имя. Не являясь вампирами, они все же представляют низший ранг клана.